Поделиться новостью
Дата публикации: 24.08.2022
О дефиците дизельного топлива на рынке
В Казахстане уже
несколько недель наблюдается дефицит дизельного топлива. Ответственными
органами принимаются оперативные меры по насыщению рынка ГСМ.
Как это уже
неоднократно озвучивалось отраслевыми экспертами, данная проблема имеет
несколько факторов. Это сезон осенне-полевых работ и плановый ремонт одного из
трех нефтеперерабатывающих заводов (ПНХЗ),
а также значительный ценовой диспаритет дизтоплива в Казахстане по сравнению
с соседними государствами – Россией, Кыргызстаном, Узбекистаном, где цена на дизтопливо
выше практически в 1,5-2 раза (к примеру,
цена за 1 литр в России – 446 тенге, тогда как в Казахстане- 230-260 тенге за
литр).
С учетом значимой
разницы в цене, которая достигает 200%, казахстанское дизтопливо подвергается
оттоку за пределы страны. К сожалению, столь большой разбег в цене является
одной из главных причин вывоза отечественного дизтоплива заграницу транзитным
грузовым транспортом.
В свою очередь,
конечная реализация ГСМ для потребителей производится на АЗС, в том числе сети «Qazaq
Oil», и в случае его лимитирования, либо отсутствия у потребителей возникают
претензии в адрес владельцев АЗС. Ответственно заявляем, мы готовы реализовывать
необходимое количество от потребности, но есть проблемы с его наличием у
оптовых реализаторов нефтепродуктов.
Дефицит дизельного
топлива приводит к тому, что наша Компания вынуждена отпускать его в ограниченном
количестве. Также, имеются ранее принятые обязательства перед корпоративными
клиентами по действующим договорам. Кроме этого, мы учитываем, тот факт, что
большинство наших корпоративных клиентов ответственны за жизнеобеспечение и
жизнедеятельность общества (полиция, скорая помощь, пожарная и коммунальные
службы), и мы обязаны оставлять гарантированный объем топлива до его
востребования с их стороны.
Кроме того, лимитирование
отпуска дизельного топлива за определенную цену предусмотрено принятым приказом
Министерства энергетики РК от 21 августа 2022 года № 278. По идее разработчиков
данного приказа лимитирование и дифференцированные цены на дизельное топливо для
граждан и иностранцев помогут сдержать возможный дефицит и рост цен для всех
потребителей.
В целом, сложившаяся
ситуация отрицательно сказывается на финансовой деятельности АЗС, так как они
«де-факто» являются торговыми компаниями, которые из-за снижения реализации ГСМ
несут значительные убытки, вынуждены простаивать. Владельцы АЗС, в первую
очередь, не заинтересованы в различного рода лимитах и ограничениях. Но, к
сожалению, вынуждены идти на эти меры в силу вышеуказанных причин.
Для прозрачности работы и недопущения спекуляции в сети АЗС «Qazaq Oil» разработана платформа (телеграмм-бот), которая контролирует отпуск ГСМ в рамках установленного государством лимита и ценового коридора.
В
связи со сложившейся ситуацией от лица сети АЗС «Qazaq Oil» приносим свои
извинения за доставленные неудобства. Уверены, что данная ситуация разрешится в
ближайшее время.