Facebook
Instagram
Обратная связь

Поделиться новостью

Дата публикации: 28.10.2022

Развитие топливного рынка Казахстана: кризис миновал– что дальше?





В эфире телеканала Atameken business прошла программа «Время говорить» с Данилой Москаленко, гостем которой стал генеральный директор Qazaq Oil Тулемис Шотанов. Выпуск был посвящен процессам на казахстанском рынке АЗС.

Самый главный вопрос, который всех интересует, миновали мы или нет топливный кризис?

- На данный момент никаких кризисных явлений на рынке розничной реализации нефтепродукта мы не наблюдаем. Условно, в конце августа начале сентября действительно был ажиотаж, были проблемы с дизельным топливом, то сегодня ситуация стабильная. Реализация проходит без каких-либо ограничений у всех участников рынка.

Мне хочется понять, почему страна, которая по запасам нефти на лидирующих позициях, переживает эти топливные кризисы из года в год?

- В этом вопросе мнение у всех участников рынка однозначное. Как вы знаете, цены на топливо у нас зарегулированы. Пока не будет свободного ценообразования, и самое главное, пока у нас не будет паритета цен с сопредельными государствами, есть угроза того, что подобные инциденты будут повторяться. Дело в том, что диспаритет цен напрямую влияет на большие перетоки. Естественно, если цена на дизельное топливо в два раза дороже чем у нас, то, понятное дело, что все транзитные фуры предпочитают заправляться в Казахстане и вывозить большие объемы. Создается эффект «дырявого ведра», сколько не производи, все равно будут происходит перетоки.

То, что мы сейчас обсуждаем, это высокие материи, как говорится. Потребителя не интересуют эти проблемы. И вам, наверняка, достается больше всего негативных отзывов. Вы с этим как работаете?

- Совершенно верно, потребитель видит не полностью всю картину. Мы всего лишь звено в целой цепи поставки нефтепродукта. Если говорить о розничном рынке, то сегодня в Казахстане наблюдаются хорошие тренды.  Мы приблизились к международным стандартам.

Возвращаясь к вопросу топливного кризиса, можно ли сделать запасы, можно ли инвестировать в расширение, изменить систему хранения? Чтобы вы были на высоте по всем показателям.

- Во-первых, это очевидно, что правительство Казахстана, в свое время, приняло правильное решение о выходе из топливного рынка. А если говорить о хранении и запасах, на сегодняшний день ни одна компания не смоет выполнит эту функцию. Я уже отметил, что мы являемся самым крупным игроком на рынке - 27% доли рынка. Но наши возможности по хранению составляют 117 000 кубов. При том, что страновой уровень более чем 1 800 000 кубов. Наша доля составляет 6%.

Давайте подробно о вашем бизнесе поговорим. О каких деньгах идет речь?

- С момента реализации программы ребрендинга мы инвестировали в развитие сети свыше 40 млрд тенге. Это примерно ¾ работ. Мы планируем порядка 10 млрд тенге выделить на обновление нефтебаз и бензовозов. И порядка 20 млрд тенге на полное завершения процесса реконструкции и ребрендинг АЗС.

ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОГО ТОПЛИВНОГО РЫНКА: ВЫСОКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ТРЕБОВАТЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ

Хотелось бы понять, как обстоят дела с конкуренцией между участниками рынка?

- Рынок конкурентный. Благодаря тому, что нет государственного участия в управлении активом, создается абсолютная конкурентная среда. На сегодняшний день в Казахстане более 3 000 АЗС. 27% доли рынка формирует Qazaq Oil.

Как было раньше и как сейчас? 

- Буквально несколько ключевых цифр. Возьмем 2018 год, ”ҚазМұнайГаз Өнімдері” управляет данной сетью АЗС. По налогам, отчисления выросли в три раза. По итогам 2021 года компания заплатила свыше 9-ти млрд тенге налогов и других отчислений в бюджет. По численности персонала, на тот момент было 3200 человек, сегодня – 4500 сотрудников работает. По заработной плате двукратное увеличение. И так можно говорить о многих показателях.


поделиться